ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ в немецких колониях Украины, ликвидация безграмотности (ликбез), массовое обязательное обучение грамоте (умению читать и писать) неграмотных взрослых, а также детей школьного возраста, неохваченных школой.

Рубрика: Культура, наука, образование, медицина

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ в немецких колониях Украины, ликвидация безграмотности (ликбез), массовое обязательное обучение грамоте (умению читать и писать) неграмотных взрослых, а также детей школьного возраста, неохваченных школой. Осуществлялась в Советском Союзе в 1920–1930-е гг. в русле мероприятий т. н. социалистической «культурной революции». Этот процесс неоднозначно оценивается как в историографии, так и в народной памяти.

В России в конце XIX в., согласно переписи 1897 г., было только 27% грамотных (среди женщин – 13,1%). На окраинах Российской империи, в районах с населением нерусских национальностей наблюдалась сплошная неграмотность. После Октябрьской революции и установления советской власти большевиками были предприняты решительные меры по ликвидации неграмотности. В декабре 1917 г. в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе) РСФСР создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 Главполитпросвет), одной из задач которого была ликвидация неграмотности. С 1918 г. была создана сеть школ для обучения неграмотных. 26 декабря 1919 г. издан декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (проект подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников съезда по внешкольному образованию), согласно которому всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). В 1920 г. организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), подчинявшаяся Наркомпросу. Целью массовой кампании провозглашалось предоставление «всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны». Борьбе с неграмотностью придавалось особое политическое значение. В состав обучения входила также политическая грамота. Обучение проводилось как в государственных общеобразовательных школах, так и в пунктах ликбеза в соответствии с планами Наркомпроса. Срок обучения составлял от 3 до 6 месяцев. В программу обучения включались чтение, письмо, счёт. Рабочий день для обучаемых грамоте сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы.

В середине 1920-х гг. массовая работа по ликвидации неграмотности развернулась и среди немецкого населения на Юге Украины. О масштабе этой кампании свидетельствуют архивные документы: в 1925 в Донецкой губернии действовало 22 пункта ликбеза для немецкого населения; в Фридрих-Энгельсовском немецком районе – 10 пунктов (в них обучалось 267 человек: немцев – 117, украинцев – 93, русских – 40; всего в районе насчитывалось 757 человек); в Зельцском немецком районе – 10 пунктов ликбеза (из них 5 – немецких).

Однако в других регионах, населённых немцами, ликвидация неграмотности осуществлялась более низкими темпами. Например, удельный вес немцев, обучающихся в ликбезах, был низким в ряде немецких районов под Запорожьем. В 1925 г., согласно архивным данным, в Хортицком районе, где проживала большая группа немецкого населения, насчитывалось 136 неграмотных немцев, но 2 существовавших там пункта ликбеза посещало лишь 29 человек. В Пришибском районе из 473 неграмотных взрослых немцев лишь 16 человек посещало 2 пункта ликбеза.

Значительную роль в борьбе с неграмотностью сыграли общественные организации. В 1923 было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!» под председательством М.И. Калинина. Широкую деятельность развернуло молодёжное общество «Грамотное юношество» (1920-е гг.). С 1928 г. по инициативе ВЛКСМ начался всесоюзный культпоход по ликвидации неграмотности. Специальным постановлением ЦК ВКП(б) от мая 1929 г. «О работе по ликвидации неграмотности» была утверждена программа деятельности всех органов партийной и советской власти за всеобщую грамотность населения СССР. С этого момента сотни тысяч людей были вовлечены в активную работу по ликвидации неграмотности. В 1930 г. насчитывалось ок. 1 млн. культармейцев, а число обучающихся только в учтенных школах грамоты составляло 10,5 млн.

На Украине в 1923 г. было создано товарищество «Геть неписьменность» им. В.И. Ленина, которое возглавил «всеукраинский староста» Г.И. Петровский. В 1925 г. это общество насчитывало 1500 ячеек (59 тыс. членов), в 1934 – 10 тыс. первичных организаций (ок. 1 млн. участников), которые, открывали школы, кружки, издавали плакаты, учебники, газету «Геть неписьменность!», журнал «За грамоту». Было обучено ок. 4 млн. неграмотных. Общество согласовывало свою деятельность с работой Всеукраинской чрезвычайной комиссии по борьбе с безграмотностью. Состоялось три всеукраинских съезда общества (1927, 1929, 1932). В 1932 г. ликвидации неграмотности на территории Украины в основном была завершена.

О некоторых итогах борьбы за ликвидацию неграмотности среди немцев Украины свидетельствуют следующие факты: в 1927 г. грамотность немецкого населения составляла 623 человека из 1000 человек. Согласно переписи населения (17 декабря 1926) 93,2% мужчин и 95,3% женщин из числа немцев были грамотными на родном (немецком языке), 75,5% и 79,9% соответственно – на русском языке, 9,6% и 5,2% – на украинском языке.

Большое значение в борьбе за грамотность имело введение в 1930 г. всеобщего начального обучения. Со 2-й половины 1930-х гг. изменились формы обучения взрослых. Была расширена сеть вечерних школ, которые стали работать по обычным общеобразовательным программам. В 1936 г. правительство СССР приняло решение о полной ликвидации неграмотности в течение 1936–1937 гг. В феврале 1936 г. общество «Долой неграмотность!» самоликвидировалось как в целом выполнившее свою роль. За 1920–1940 гг. в СССР было обучено грамоте ок. 60 млн. чел. (в т. ч. в Украине – св. 12 млн. чел.); а в 1950-е гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности. Грамотность составила: в 1926 – 56,6%, в 1939 – 87,4%, в 1959 – 98,5%, в 1970 – 99,7%, в 1979 – 99,8%. Одновременно велась работа и по ликвидации малограмотности.

Осуществляемая в сложных условиях Гражданской войны и экономической разрухи ликвидация неграмотности была значительным достижением советской власти. Перед крестьянами, рабочими и ремесленниками открывался путь к овладению знаниями, приобщению к благам цивилизации. Но нельзя однозначно оценивать эти результаты. Освоив основы грамоты, но не получив систематического образования, рабочий и крестьянин редко становился постоянным посетителем библиотек, музеев или театров и был не в состоянии самостоятельно и критически оценивать современные события и воспринимать культурное наследие.

Проблема ликвидации неграмотности характерна для многих стран, поэтому по инициативе ЮНЕСКО 8 сентября ежегодно отмечается как Всемирный день распространения грамотности. 

Архивы

ЦГАВО Украины, ф. 413, оп. 1. 

Литература

Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР, М., 1964; Куманев В.А. Социализм и народная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР, М., 1967; Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник, М., 1977; Культурне будівництво в Украïнській РСР. 1918–1927. 3б. документів і материіалів, К., 1979. 

Подняться вверх