Федеральная национально-культурная автономия российских немцев (ФНКА РН) , общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к общности этнических немцев.

Рубрика: Культура, наука, образование, медицина

Федеральная национально-культурная автономия российских немцев (ФНКА РН), общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к общности этнических немцев, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений. Организационно-правовая форма – общественная организация.

ФНКА РН создана в 1997 г. на учредительном Съезде делегатами региональных национально-культурных автономий: Немецкая национально-культурная автономия в Республике Коми, Региональная немецкая национально-культурная автономия г. Москвы, Национально-культурная автономия российских немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской области), Новосибирская региональная национально-культурная автономия российских немцев, Томская немецкая национально-культурная автономия, Национально-культурная автономия немцев Ханты-Мансийского автономного округа, Алтайская краевая национально-культурная автономия российских немцев, Немецкая региональная национально-культурная автономия Кемеровской области, Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия, Немецкая национально-культурная автономия Омской области, Астраханская областная немецкая национально-культурная автономия «Единство».

Правовое регулирование ФНКА РН осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О национально-культурной автономии», Федеральным законом «Об общественных объединениях», др. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г., НКА имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. В законе отмечено, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Первая региональная немецкая НКА была зарегистрирована в Поволжье (декабрь 1996). Однако немцы не спешили учреждать НКА. Многие считали, что Федеральный закон «О национально-культурной автономии» «лишь в малой степени может решить проблемы российских немцев, и требуется дальнейшая политическая, организационная и иная работа для решения этих проблем. Тем не менее, не стоит отказываться от создания НКА российских немцев. Однако ее необходимо рассматривать лишь как некоторую ступень в движении к становлению сообщества немцев Российской Федерации» (Э. Вольф, Г. Бауэр).

В течение 1997 г. структуры национально-культурной автономии создавались на местах – в субъектах федерации, а 19–20 декабря 1997 г. в Миннаце (Москва) состоялся учредительный съезд Федеральной национально-культурной автономии российских немцев. Президентом стал заместителем министра РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Владимир Бауэр, его заместителями – Гуго Вормсбехер, Бруно Рейтер и Эрнст Вольф. ФНКА РН стала первой федеральной национально-культурной автономией в современной истории России.

Руководство ФНКА заявило претензии на единоличное представительство своей организацией интересов российских немцев, а следовательно, с их точки зрения, ФНКА должна была стать единственной структурой, получающей и распределяющей российские и германские деньги, идущие на поддержку немецкого меньшинства в стране. В связи с этим ФНКА сразу же начала предпринимать попытки подчинения себе всех других организаций. Естественно, это вызвало консолидацию и резкое противодействие последних.

Летом 2003 г. В. Бауэр сложил полномочия и назначил временно исполняющим обязанности главы автономии вице-президента В. Баумгертнера. 20–21 сентября 2003 г. состоялся внеочередной объединительный съезд ФНКА РН. Было официально заявлено об ошибочном курсе бывшего руководства. В. Баумгертнер был избран новым президентом ФНКА РН. Однако существенных изменений в стилях, формах и методах работы не произошло. Для ФНКА периода руководства Ф. Баумгертнера было характерно сохранение авторитарных методов управления, неумение наладить доброжелательные отношения с местными организациями, правительственными структурами России и Германии, оценка национально-культурной деятельности в центре (МСНК) и на местах (центры встреч) как малозначимой и, более того, даже наносящей вред главной задаче – восстановлению территориальной автономии.

В 2007 г. по инициативе региональных НКА и национально-культурных организаций Центрального региона началось движение самоорганизации российских немцев, которое стало активно развиваться. Оно выступило за созыв внеочередного съезда российских немцев, который бы сменил неэффективное руководство ФНКА. Постепенно эта идея становилась все более популярной и была реализована 5 апреля 2009 г. Съезд состоялся, абсолютное большинство делегатов на нем представляли реформаторы. Они избрали новые руководящие органы ФНКА РН, его председателем стал Генрих Мартенс.

Новое руководство ФНКА РН постановило главные усилия в своей работе направлять на решение следующих стратегических задач: практическая реабилитация российских немцев; социальная защита людей старшего поколения, в особенности трудармейцев и репрессированных; взаимодействие с институтами гражданского общества Российской Федерации, участие в укреплении межнациональной дружбы и согласия; конструктивное сотрудничество с государственными органами РФ на федеральном, региональном и местном уровнях; взаимодействие с другими общественными организациями российских немцев, дальнейшее формирование и укрепление системы самоорганизации российских немцев на основе Межрегиональных координационных советов, совместное отстаивание интересов российских немцев России; укрепление демократических принципов в работе руководства ФНКА, в т. ч. во взаимоотношениях с руководством региональных и местных организаций – членов федеральной автономии, налаживание результативного практического взаимодействия с Межправительственной российско-германской комиссией по проблемам российских немцев, активное участие в деятельности других российско-германских институтов; содействие созданию социально-экономической базы развития российских немцев, прежде всего в местах их контактного проживания.

Источники

Протоколы съезда. Текущий архив ФНКА РН.

Литература

Вольф Э., Бауэр Г. Роль закона «О национально-культурной автономии» в решении проблем российских немцев // Центры немецкой культуры. 1997. № 1. С. 20–21; Герман А.А. Исторический путь послевоенного национального движения российских немцев: общий анализ // Российские немцы: 50 лет послевоенному общественному движению: От первых делегаций в правительство через «Возрождение» к современной системе Самоорганизации (1964–2014 гг.): Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Москва, 11–16 февраля 2015 г. – М.: МСНК-пресс, 2015. С. 17–38; Состоялся Учредительный съезд ФНКА российских немцев / Neues Leben. 1997. 27 декабря. Nr. 49–50. C. 5. Шумилова Л.Н. Кризис современной политической элиты российских немцев // http://fiercest.ru/lection/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya (дата обращения: 14.01.2016).

Подняться вверх