КАТАРИНЕНШУЛЕ , немецкое училище (школа) при евангелическо-лютеранской церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге.

Рубрика: Культура, наука, образование, медицина

КАТАРИНЕНШУЛЕ (Katharinenschule; Екатериненшуле, Катериненшуле), немецкое училище (школа) при евангелическо-лютеранской церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге. Основана в 1736 г., закрыта в 1917 г. Здания школы: первое деревянное (1736), каменное на месте предыдущего на углу 2-й Линии и Большого проспекта (1802), новое здание на Большом проспекте (1885–1886, архитектор И.С. Китнер), в 1908 г. архитектором А.Р. Гавеманом пристоен корпус приюта, в 1913–1914 гг. академик архитектуры Г.Д. Гримм сделал пристройки к дворовому флигелю. В настоящее время в школьном здании размещается Администрация Василеостровского района (Большой проспект, 55).

Первый период: 1736–1789 гг. В 1736 г. была построена и освящена начальная школа для мальчиков, но к 1872 г. в школе уже учились и девочки. Школа все время была любимым детищем церкви Св. Екатерины (Katharinenkirhe) на Васильевском острове, где проживало много немецких переселенцев. Здание школы примыкало со стороны современной улицы Репина к зданию церкви Св. Екатерины, построенному в 1768–1771 гг. архитектором Ю.М. Фельтеном. Учредителем был первый пастор церкви Людольф Отто Трефурт (Trefurt Ludolph Otto, 1700–1766). Кантор и секретарь общины И.В. Хеннинг (J. W. Henning) организовал школу по типу Анненшуле и Петришуле в Петербурге. При открытии было 49 учеников, а в течение года их стало 175. В 1771 г., когда освящалась вновь построенная церковь, упоминалось об учебном заведении при ней. Большую роль в работе школы играл пастор И. Х. Грот (J. Ch. Grot, 1733–1799). Ректором был избран И.Ф. Хайльман (J.Fr. Heilmann), но в июле того же года по предложению Грота был избран С. Бютнер (S.G. Buettner) из Саксонии. Он проработал в этой должности до 1782 г., когда его сменил Д. Петерсен (D. Petersen). По Указу от 7 сентября 1783 г. это учебное заведение было подчинено ведению Главной управы немецких училищ, состоявшей при Училище Св. Петра (Петришуле). Прихожане Катариненкирхе не желали такого подчинения, и Катариненшуле была закрыта по их просьбе в 1789 г.

Второй период: 1803–1810 гг. – начальная школа для мальчиков и девочек. Директор – пастор прихода Св. Екатерины в 1800–1819 гг. Иоганн Генрих Буссе (J.H. Busse). В октябре 1802 г. было построено новое здание для школы на углу 2-й линии и Большого проспекта на месте старого деревянного здания, в котором до этого размещалась школа. Школа, или как ее тогда называли Немецкое училище при церкви Св. Екатерины, содержалась за счет прихожан и с 1804 г., оставаясь по хозяйственной части и в отношении учения лютеранскому Закону Божию под надзором своих церковных конвентов, зависела по учебной части от директора училищ Санкт-Петербургской губернии. Работали четыре класса для мальчиков и три для девочек. Всего было 175 учеников и 16 учителей, среди которых было две женщины. В 1809 г. закрыли отделение для девочек из-за финансовых трудностей в общине, здание школы было продано в счет уплаты долгов, и в феврале 1810 г. община закрыла школу, хотя и понимала значение школы при церкви.

Третий период: 1824–1837 гг. В 1825 г. школа получила такие же права, как и учебные заведения при церквях Св. Анны и Св. Петра. Она вновь открылась 2 августа 1824 г. при поддержке министра народного просвещения князя А.Н. Голицына. Директор – пастор прихода в 1819–1855 гг. Август Ян (A.F. Jahn). В этот период организовывались советы училищ, члены которых избирались из прихожан церкви самим советом и по представлению попечителя учебного округа утверждались министром просвещения. В 1828 г. насчитывалось 110 учеников, а в 1830 г. – 100. После 1836 г. школа была опять закрыта из-за недостатка средств и потому, что на Васильевском острове была открыта Императорская гимназия.

Четвертый период: 1849–1860 гг. – школа для мальчиков и Сиротский дом за счет церкви. А с 3 октября 1860 г. открылась школа для девочек из бедных семей. В 1848 г. началось строительство приюта со школой. 16 января 1849 г. приют был освящен и открыт. Директором стал пастор прихода в 1855–1875 гг. Карл Бэкман (K.L. Baeckmann), который был хорошо знаком с постановкой образования в учебных заведениях Прибалтики и много сил потратил на превращение Катариненшуле в гимназию. Предметами обучения являлись Закон Божий лютеранского исповедания, русский и немецкий языки, арифметика, начальные основания географии и истории, церковное пение и рисование. Ученики были распределены по двум классам. Поступили пожертвования для школы, но все-таки школа снова была закрыта

Пятый период: 1864–1917 гг. 21 августа 1864 г. в части здания церкви открылась школа с 4 учениками и 3 учителями, чтобы уже не закрываться. Директор – К. Бэкман. В 1866 г. стало три класса. C 1882 г. – гимназия и реальное училище, а с 1912 г. и женская гимназия.

Начало периода было трудным для школы, но Бэкман не терял мужества. По его рекомендации в школьный совет были избраны барон Р. Фон Мирбах (R.v. Mirbach) и академик И.Ф. Видеман (1805–1887) (J.F. Wiedemann). В 1869 г. после частного пожертвования Л. Кенига церковный совет решил предоставить школе 5 лучших помещений, в которых разместились 5 классов.

8 января 1870 г. по предложению Бэкмана директором школы был избран Эмиль Отто (E. Otto). До этого он преподавал латинский и греческий языки в гимназии К. Мая, был хорошим инспектором школы. Вместе с ним из гимназии К. Мая пришли историк Х. Штрунке (H. Struncke) и преподаватель естествознания В. Вильямс (W. Williams). Хорошим учителям надо было повышать зарплату, чему снова помогло пожертвование Кенига. Школа снова переживала трудности, но выстоять помогал надежный педагогический коллектив, в который входили такие педагоги, как К. Гавронский, учитель русского языка, умелый математик К. Миттелахер (1837–1885) (K. Mittellacher), интересный историк А. Петрик, сын учредителя В. Бэкман, сам Э. Отто преподавал латынь и немецкий язык. С сентября 1877 г. был введен новый предмет – гимнастика. Члены общины Адольф Грубе и Эдуард Габе постоянно оказывали финансовую помощь школе. На основании Высочайше утвержденного 16 ноября 1882 г. мнения Государственного совета училище Св. Екатерины стало пользоваться правами правительственных гимназий и реальных училищ. Оно состояло из двух отделений: гимназии с полным восьмиклассным гимназическим курсом и коммерческого отделения реального училища, имеющего шесть классов. Кроме того, оно имело два общих для гимназии и коммерческого отделения приготовительных класса с элементарным курсом обучения. Ученики, окончившие полный курс гимназии с аттестатом зрелости, могли поступать во все высшие учебные заведения. Учебная программа была утверждена министром народного просвещения только 9 января 1884 г., а в мае 1883 г. уже был выпуск учеников коммерческого отделения. Во всех подразделениях школы в 1885 г. было 256 учеников и помещения школы стали недостаточны. Было решено строить новое здание на Большом проспекте Васильевского острова между 16 и 17 Линиями, где уже располагались благотворительные учреждения общины. Были внесены пожертвования от А. Грубе, Э. Габе, Л. Кенига и других, всего 103 600 руб. Новое здание школы для мальчиков было построено под руководством и по проекту архитектора И.С. Китнера и освящено 24 августа 1886 г. Архитектор использовал средневековые мотивы и формы ренессанса. Это было П-образное здание. В лицевом корпусе находилась квартира директора и приемная, на втором этаже – классы, на третьем – актовый зал. На первом этаже со стороны двора располагался гимнастический зал.

Адольф Грубе (Adolf Grube) четверть века был членом Школьного совета. Он был неутомимым помощником школе. Во время строительства нового здания он сделал большое пожертвование – 25 000 рублей. В 1904 г. от него шла стипендия для сирот и нуждающихся воспитанников. В 1908 г. пожертвовал стипендиальному комитету 500 руб. Эта сумма должна была образовать капитал, проценты с которого как «Ежегодный взнос Грубе» поступали в фонд стипендиального комитета. Кроме того, он пожертвовал 200 руб. на «книжную премию», которая присуждалась самому прилежному ученику конференцией учителей. В декабре 1909 г. были присуждены 4 таких премии. В начале 1909–1910 учебного года А. Грубе передал общине для развития школы 25 000 руб. с пожеланием, чтобы эта сумма образовала неприкосновенный запас, проценты с которого использовались бы исключительно для нужд и содержания школы. Община по достоинству оценила этот дар и 19 октября 1909 г. приняла решение избрать А. Грубе почетным меценатом и повесить его портрет в актовом зале школы. Там он находился в одном ряду с портретами пастора К. Бэкмана и директора Э. Отто. В 1910–1911 гг. была еще кроме прежних выплат стипендия А. Грубе 150 рублей и проценты фонда Адольфа и Каролины Грубе 1 500 рублей.

Георг Леопольд Кениг (G.L. Koenig) – «сахарный король» и один из самых богатых немцев Санкт-Петербурга, потомственный почетный гражданин Петербурга и действительный статский советник. Во время конфирмации третьего сына Александра подарил школе 3000 руб.

Эмиль Отто руководил школой 20 лет, за это время школа неуклонно развивалась. В школе была основана библиотека, которая в 1913 г. насчитывала 2432 немецкие и 1443 русские книги, существовал ее научный отдел. После смерти Отто обязанности директора исполнял инспектор Л. Глейзер, который 11 лет до этого был его помощником. В конце мая 1890 г. был избран новый директор Катариненшуле – Петер Оссе (P. Osse), который приступил к исполнению обязанностей в январе 1891 г. До этого Оссе преподавал в Дерпте, был директором основанной им школы в Ревеле, где преподавал еще математику и географию. П. Оссе был яркой личностью, бескомпромиссной, прирожденным педагогом, ввел в обучение русский язык в Прибалтике, пользовался поддержкой учеников и родителей, но не был «удобным» директором и ушел в отставку.

2 июня 1898 г. был избран новый директор Людвиг Глейзер (1854–1908) (Ludwig Glaeser). Он родился в Петербурге, в семье доктора Эдуарда Глейзера. Закончив филологический факультет Петербургского университета, в мае 1875 г. сдал кандидатский экзамен и работал домашним учителем в семье. Через два года он отправился в Йену, затем в Лейпциг, и хотел получить должность доцента в Санкт-Петербургском университете, но по просьбе Отто стал работать в школе. После четырехлетнего преподавания он стал инспектором и был им 12 лет. В должности директора он был с августа 1895 г. по июнь 1904 г. За это время произошли важные изменения в учебной программе. Многие члены общины хотели дать своим детям техническое образование, поэтому в школе должно было расширяться реальное отделение и в последних трех классах делиться на два параллельных отделения: техническое и классическое. Гимназическое и реальное отделения должны были разделяться с первого класса. В августе 1902 г. открылся классический класс. Количество учеников в школе увеличилось. Так, 1 сентября 1903 г. их было 284, а ровно через год – 317. Людвиг Глейзер очень много и напряженно работал, требовательно относился к себе, заботился о родственниках. Он тяжело заболел и подал в отставку в январе 1904 г. После этого он еще два года работал в качестве доцента в женском Педагогическом институте, где преподавал немецкий язык и литературу. Но 27 сентября 1908 г. умер в больнице Ревеля.

23 августа 1904 г. был утвержден новый, последний для Катариненшуле, директор – Генрих Пантениус (1865–1935) (H. Pantenius). Работал в Катариненшуле с января 1894 г. учителем математики и физики. В августе 1895 г. сменил Глейзера на посту инспектора.

Несмотря на увеличение платы за обучение, в 1905–1906 гг. число учеников выросло, что было знаком доверия родителей. Пантениус полностью произвел выпуск 7-го и 8-го классов. Благодаря его стараниям улучшился общественный резонанс от деятельности школы. Директор много внимания уделял здоровью учеников. Во время политических выступлений 1905 г. он вместе с родителями старательно оберегал школьников от участия в них. В сентябре 1907 г. реальное отделение было отделено от гимназии. Это было предпосылкой глубоких реформ по преобразованию школы. Гимназия должна была разделиться на две части. В первой ученики должны изучать латинский и греческий языки, во второй – исключался греческий язык, но усиливалось внимание к естественным наукам. Укреплялось обучение французскому языку, рисованию, философии и законоведению. Учительская конференция утвердила такое развитие классической гимназии в реальную и одновременно постановила сделать греческий язык факультативом.

В связи с увеличением количества учеников Школьный совет задумался о завершении строительства школьного здания, прилегающего к первому. В 1908 г. архитектор А.Р. Гавеман пристроил с западной стороны школы четырехэтажный корпус для размещения приюта и квартир служащих. В 1913–1914 гг. академик архитектуры Г.Д. Гримм сделал пристройки к дворовому флигелю. В этих зданиях находились приходское училище, приют, квартиры обслуживающего персонала.

28 августа 1912 г. открылась гимназия для девочек. Пантениус стал директором и этой школы. Инспектором, которому надлежало непосредственно осуществлять руководство ученицами, была назначена госпожа Элизабет Хессе, которая уже 15 лет успешно работала педагогом в Анненшуле. Поначалу эта гимназия вела занятия в трех начальных классах. Помещения для классов были маленькими и по решению Церковного совета в августе 1914 г. школа для девочек была переведена в государственное здание Фонда Ханкевич, находящееся непосредственно рядом.

Благодаря четкому ведению Пантениусом финансово-хозяйственной деятельности и помощи меценатов, особенно А. Грубе, школа имела прочную финансовую базу и могла развиваться. Однако, в 1915 г. была проведена замена учителей-немцев, не владевших или плохо владевших русским языком, на русских преподавателей. 25 августа 1914 г. было принято первое распоряжение Министерства народного просвещения о переводе преподавания всех предметов на русский язык в училищах при немецких евангелическо-лютеранских и реформатских церквах с начала 1914–1915 учебного года. 12 июля 1916 г. принят Закон «О воспрещении преподавания на немецком языке». Затем школа была закрыта, а ее помещения заняты государственными учреждениями. Некоторые учителя перешли в Петришуле. После 1917 г. многие учителя Петришуле уехали в Эстонию. Пантениус был директором Тартусской городской немецкой общей гуманитарной гимназии и деятелем Немецкого культурного самоуправления.

Среди учеников Катариненшуле были микробиолог О.-Г.О. Гартох (1881–1942), писатель Г.Д. Венус (1898–1939), филолог Н.А. Мещерский (1906–1987), специалист по генеалогии и истории российских немцев Э.Н. Амбургер (1907–2001).

 

Лит.: Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII, XIX в.). СПб. 1912

Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Петербургского учебного округа. СПб. 1849. С. 53, 163, 180.

[О 50-летии школы для девочек при церкви св. Екатерины] // Петербургский листок. 1910. 12 ноября.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. СПб., 2006. С. 354–357.

Правила немецкого училища Св. Екатерины в С.-Петербурге. СПб., 1876.

Петербургское мужское училище при евангелическо-лютеранской церкви св. Екатерины. Правила училища св. Екатерины в С.-Петербурге. СПб., 1897.

Черказьянова И.В., Смагина Г.И. Немецкие школы и немецкие учителя // Немцы в России. СПб., 2004. С. 188–205.

Школа для мальчиков лютеранского прихода св. Екатерины в С.-Петербурге // Зодчий. – 1886. – № 9/10. – С. 66, 67; л. 56–59 [фото зала, эскиз фасада, планы].

Кайдо Лауритс. Деятельность Управления школ Немецкого культурного самоуправления в Эстонской Республике. TUNA Спецвыпуск по истории Эстонии ХХ века. 2010г. С.77.

Lingen Max v. Denkschrift zu dem Fünfzigjährigen Bestehen der Kirchenschule der Evangelisch-lutherischen St.-Katharinen-Gemeinde. Petrograd, 1915.

Bericht über die Anstalten der St. Katharimen-Gemeinde: 1881. St. Petersburg, 1882.

Bericht des Kirchenrats der deutschen evangelisch-lutherischen St. Katharinen – Gemeinde (1881 – 1912). SPb. 1882.

 

В. Коробова (Санкт-Петербург) 

Подняться вверх